СТРАТЕГ ИНФОРМ
    Аудит, консалтинг и бухгалтерские услуги
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности
в области общего аудита
№ 009302 от 07.12.2001 г.
Аудиторские
проверки          
Бухучет и
консалтинг       
Юридические
услуги                
Бизнес-
планирование      
Анализ, оценка
экспертиза             
О компании
телефоны, реквизиты
    

Особенности исчисления и уплаты налога на имущество


           Данная статья в опыт большинства практикующих бухгалтеров не внесет ничего нового, но, вероятно, она поможет систематизировать свои знания в этой области тем, кто только недавно встал на эту трудную стезю. Поэтому в данной статье будут рассмотрены не только некоторые нововведения, но и дан краткий обзор по основным определениям и положениям, относящимся к налогу на имущество предприятий (далее в тексте несмотря на то, что в закодательных актах постоянно используется термин "предприятия", будет употребляться более подходящее слово "организация").
           В 2000-2001 гг. различными нормативными документами были внесены некоторые изменения в основополагающую о налоге на имущество Инструкцию Государственной налоговой службы России № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (от 08.06.1995 г.). Порядок налогообложения имущества организаций приведен в соответствие с частью первой Налогового кодекса и иными федеральными законами Приказом МНС РФ от 15.11.2000 г. № БГ-3-04/389 ("О внесении изменений и дополнений в инструкцию Госналогслужбы России от 08.06.1995 г. № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий").

    1. Плательщики налога на имущество.

           В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации) плательщиками налога на имущество являются организации (включая банки и другие кредитные организации), в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также филиалы и другие аналогичные подразделения указанных организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.

    2. Определение налогооблагаемой базы.

           Налоговая база для расчета налога на имущество определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат. Стоимость основных средств определяется налогоплательщиком с учетом переоценок, проводимых в установленном порядке.
           Согласно ст. 2 Закона № 2030-1 стоимость основных средств, находящихся на балансе налогоплательщика, включается в расчет при определении налоговой базы по налогу на имущество предприятий по остаточной стоимости. Инструкцией № 33 разъяснен порядок определения остаточной стоимости имущества для целей налогообложения.
           В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденным Приказом Минфина России от 03.09.1997 г. № 65н, организации могут исчислять амортизацию основных средств несколькими способами. Поэтому для исчисления налога на имущество предприятий сумма износа определяется исходя из суммы амортизации, начисленной налогоплательщиком в соответствии с принятым им порядком.
           Приказом МНС РФ от 15.11.2000 г. № БГ-3-04/389 были внесены изменения и дополнения в Инструкцию Госналогслужбы России от 08.06.1995 г. № 33. В связи с этим Письмом МНС РФ от 27.04.2001 г. № ВТ-6-04/350 были разъяснены отдельные вопросы формирования облагаемой базы по налогу на имущество.
           В частности, ранее затраты (капитальные вложения) в объекты, не завершенные строительством, вообще не включались в облагаемую базу по налогу на имущество, теперь же затраты организации на строительство объекта и монтаж оборудования учитываются для целей налогообложения после окончания нормативного срока строительства (монтажа оборудования) в соответствии с заключенными договорами подряда. Аналогичный порядок применяется в случае осуществления строительства объекта или монтажа оборудования собственными силами (хозяйственным способом). В случае же продления нормативного срока строительства или монтажа в установленном порядке, капитальные вложения (затраты) подлежат включению в налоговую базу по окончании установленного договором подряда уточненного срока строительства. При приобретении объектов недвижимости до перевода их в состав основных средств затраты организаций, учитываемые в составе капитальных вложений, также подлежат обложению налогом на имущество предприятий.
           Подлежат налогообложению затраты организаций, учитываемые в составе капитальных вложений на счете 08 "Капитальные вложения", на строительство и приобретение объектов недвижимости до перевода их в состав основных средств в следующих случаях:
    - если срок нормативный срок строительства истек, но строительство объекта не завершено;
    - если строительство завершено в срок, но объект не принят в эксплуатацию в установленном порядке;
    - если строительство завершено и объект передан заказчику по акту приемки в эксплуатацию в срок, но не оформлено право собственности на I объект недвижимости;
    - если объект по договору купли-продажи передан на баланс покупателю, но право собственности на объект не оформлено в установленном порядке,
    - в других аналогичных случаях.
           В том случае если объекты, не завершенные строительством, законсервированы по решениям федеральных органов государственной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, то стоимость указанных объектов (затраты на строительство) не включается в налоговую базу по налогу на имущество предприятий в соответствии с пунктом "ж" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий".
           Относительно определения остаточной стоимости основных средств разъяснено, что для исчисления налога на имущество сумма износа определяется исходя из суммы амортизации, начисленной налогоплательщиком в соответствии с принятым им порядком, предусмотренным правилами ведения бухгалтерского учета основных средств, а не с порядком, установленным для целей налогообложения.
           Также в вышеназванном документе сказано, что организации, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, налог на имущество не уплачивают. В данном случае следует иметь ввиду, что налог на имущество этих организаций не взимается в части полностью используемого в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имущества территориально обособленного подразделения (подразделения по месту нахождения организации), имеющего местонахождение на территории данного субъекта Российской Федерации. Если же организация, переведенная на уплату единого налога на вмененный доход по одному виду деятельности, параллельно осуществляет другие виды деятельности, и при этом отсутствует раздельный учет используемого имущества, то указанное имущество подлежит обложению налогом на имущество в части, пропорциональной сумме выручки, полученной от осуществления других видов деятельности, без учета налога на добавленную стоимость.
           В соответствии с Федеральным законом от 10.02.1999 г. № 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" налогом на имущество организаций не облагается имущество, используемое исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями о разделе продукции, в случае если такое имущество находится в собственности инвесторов в соответствии с указанными соглашениями, а также в случае, если в соответствии с условиями указанных соглашений такое имущество передано инвесторами в собственность государства при сохранении за ними исключительного права на пользование указанным имуществом. Льгота по налогу на имущество организаций согласно подпункту "т" пункта 5 Инструкции № 33 предоставляется налогоплательщикам со дня вступления в силу Федерального закона от 10.02.1999 г. № 32-ФЗ, т.е. с 15.02.1999 г.
           Следует сказать несколько слов и о переоценке балансовой стоимости основных фондов. По ранее действующему порядку в расчетах налоговой базы по налогу на имущество предприятий остаточная стоимость основных фондов (средств) исчислялась налогоплательщиками из восстановительной стоимости начиная с даты переоценки, устанавливаемой постановлением Правительства Российской Федерации.
           Учитывая, что порядок проведения переоценки основных фондов Правительством Российской Федерации в настоящее время не устанавливается, при определении налоговой базы по налогу на имущество предприятий стоимость основных средств определяется налогоплательщиком с учетом переоценок, проводимых в установленном порядке, т.е. в соответствии с ПБУ 6/97. Согласно пункту 3.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденного Приказом Минфина России от 03.09.1997 г. № 65н, организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
           Для целей исчисления налога на имущество предприятий результаты указанной переоценки балансовой стоимости основных фондов учитываются в расчетах по налогу на имущество предприятий за I квартал года (на начало года), следующего за годом проведения переоценки.
           При переоценке основных средств, остаток по счету 01 "Основные средства" изменяется (уменьшается или увеличивается). Именно этот остаток (с учетом переоценки) должен учитываться при налогообложении имущества. На себестоимость продукции (работ, услуг) относятся амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов по нормам, утвержденным в установленном порядке. В настоящее время действуют Единые нормы, утв. Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 г. № 1072. Документ не устанавливает дополнительных ограничений. Поэтому, сумма амортизации по объектам основных средств, подвергшихся переоценке, начисляется с восстановительной стоимости и принимается для целей налогообложения в обычном порядке.

    3. Налоговые ставки.

           Согласно п. 7 Инструкции Государственной налоговой службы России № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", и ст. 6 Закона Российской Федерации № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2 процентов от налогооблагаемой базы. Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а при отсутствии решений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации об установлении конкретных ставок налога на имущество предприятий применяется максимальная ставка налога, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта.
           В Москве ставка налога устанавлена в размере 2,0 процента от налогооблагаемой базы, определяемой в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".

    4. Особенности исчисления и уплаты налога на имущество.

           Налоговая декларация (расчеты) представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения организации (месту государственной регистрации), месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности. Налоговая декларация (расчеты) может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. На организацию, имеющую в своем составе филиалы и иные обособленные подразделения, возлагается обязанность вести соответствующий учет и исчислять налоговую базу и налог на имущество предприятий применительно к каждому структурному подразделению в порядке, предусмотренном статьей 7 Закона "О налоге на имущество предприятий". По требованию налогового органа должны быть представлены документы, подтверждающие правильность исчисления и уплату в бюджет налога на имущество предприятий по организации, в том числе по филиалам и иным обособленным подразделениям.
           Налоговый кодекс не предусматривает возможность непринятия у налогоплательщика налоговой декларации (расчета) или уточненного расчета по налогам.
           В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет. При этом согласно статье 8 уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год.
           В соответствии со статьей 6.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 09.07.1999 г. № 154-ФЗ) сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
           Налоговым кодексом установлено, что течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
           В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

    5. Льготы по налогу на имущество.

           Налоговые льготы по налогу на имущество предприятий для отдельных категорий налогоплательщиков установлены статьями 4 и 5 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий". Кроме того, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу на имущество предприятий в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
           Приказом МНС РФ от 15.11.2000 г. № БГ-3-04/389 введено положение о предоставлении льготы в части имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) в течение первых двух лет с даты принятия на баланс указанного имущества, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), на срок его использования в данных целях. Льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия) предоставляются только при наличии удостоверения - документа, подтверждающего принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), составленного по форме и выдаваемого в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

           В г. Москве основным документом, опередляющим льготы для организаций по налогу на имущество является Закон города Москвы от 02.03.1994 г. № 2-17 "О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий" (с последующими изменениями и дополнениями).
           В частности, согласно последним изменениям, из перечня освобождаемых от уплаты налога на имущество исключаются предприятия в части стоимости имущества, используемого по поручению правительства Москвы для организации постоянно действующих выставок по демонстрации перспективного градостроительства в столице и конкурсов по реализации проектов, а также фонды развития жилищного строительства, созданные по постановлениям Московской городской Думы.
           На 20% уменьшается доля транспортного обеспечения города в общем объеме реализованных услуг портами и пароходствами, дающая возможность для получения налоговой льготы.
           Для предприятий наземного железнодорожного транспорта общего пользования ставка налога на имущество уменьшается на 50% в части стоимости находящихся на их балансе производственных основных средств транспорта. При этом обязательным условием предоставления налоговой льготы является направление льготируемых средств на приобретение подвижного состава для пригородных перевозок. Закон вступил в силу со дня официального опубликования в газете "Тверская, 13" 26.07.2000 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2000 г.
           Возможность по получению льготы по налогу на имущество в г. Москве имеется у организаций, получивших в собственность объекты (нежилые помещения) на территории ММДЦ "Москва-Сити". В данном случае освобождаются от уплаты налога на имущество предприятия и организации в части стоимости имущества, находящегося на их балансе и созданного в рамках реализации Программы правительства Москвы "Московский международный деловой центр (ММДЦ) "Москва-Сити" за счет привлечения средств на период их полного возврата. (Закон г. Москвы о ТЕОС ММДЦ "Москва-Сити", Постановление Правительства г. Москвы о создании ТЕОС ММДЦ "Москва-Сити").

    6. Переход на новый План счетов.

           Имущество организаций подлежит обложению налогом на имущество вне зависимости от счетов бухгалтерского учета, на которых оно учитывается.
           Следует иметь в виду, что Приказ МНС РФ от 15.11.2000 г. еще не учитывает изменений, связанных с введением нового Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. Приказ не учитывает, в частности, что с 01.01.2001 года из Плана счетов исключены счета 12, 13 и 30. Но проблем у большинства организаций из-за этого пока не возникает, поскольку переходить на новый План счетов им можно в течение всего 2001 года по мере готовности.
           По организациям, перешедшим на новый План счетов, определение налоговой базы по налогу на имущество производится исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, ранее подлежащих отражению по счетам бухгалтерского учета, указанным в Инструкции № 33 (вне зависимости от их отражения по новому Плану счетов).
           В целях исчисления налога на имущество предприятий рекомендуется рассматривать следующие счета нового Плана счетов:
    01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (за минусом суммы амортизации (износа));
    04 "Нематериальные активы" (за минусом суммы амортизации, учитываемой на счете 05 "Амортизация нематериальных активов");
    08 "Вложения во внеоборотные активы" (субсчета 08-3 "Строительство объектов основных средств", 08-4 "Приобретение объектов основных средств", 08-5 "Приобретение нематериальных активов");
    10 "Материалы";
    11 "Животные на выращивании и откорме";
    15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей";
    16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей";
    20 "Основное производство";
    21 "Полуфабрикаты собственного производства";
    23 "Вспомогательные производства";
    29 "Обслуживающие производства и хозяйства";
    41 "Товары";
    43 "Готовая продукция";
    44 "Расходы на продажу";
    45 "Товары отгруженные";
    46 "Выполненные этапы по незавершенным работам";
    97 "Расходы будущих периодов";
    и иные счета бухгалтерского учета прочих запасов и затрат, отражаемых в разделах 2 и 3 актива баланса.
           По новому Плану счетов учет начисленных и уплаченных в бюджет сумм налога на имущество предприятий ведется налогоплательщиками на балансовом счете 68 "Расчеты по налогам и сборам" (на отдельном субсчете "Расчеты по налогу на имущество предприятий"). Сумма налога на имущество предприятий, начисленная по налоговым декларациям (расчетам), отражается по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы". Перечисление суммы налога на имущество предприятий в бюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и кредиту счета 51 "Расчетные счета".



    вернуться на предыдущую страницу

    вернуться на главную страницу


НОВОСТИ

СТАТЬИ

ССЫЛКИ

Новый план счетов

Документы

ГНИ
г.Москвы

Вопрос-
Ответ

Меньше
налогов?

Безопасный
бизнес

Есть идеи?

ЮМОР

Афоризмы

Поиск
деловых
партнеров

Для
посредников

Семинары
и курсы

На главную
страницу


E-MAIL



Rambler's Top100 Rambler's Top100 SUPERTOP