СТРАТЕГ ИНФОРМ
    Аудит, консалтинг и бухгалтерские услуги
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности
в области общего аудита
№ 009302 от 07.12.2001 г.
Аудиторские
проверки          
Бухучет и
консалтинг       
Юридические
услуги                
Бизнес-
планирование      
Анализ, оценка
экспертиза             
О компании
телефоны, реквизиты
    

Из истории аудита и аудиторской деятельности



           Аудитор - латинское слово, имеющее весьма древние корни и означающее собственно слушатель, выслушивающий. В Германии так называли молодых специалистов, присутствовавших при производстве судебных дел, но не имевших права голоса. Во Франции во время Второй Империи аудиторы присутствовали на заседаниях Госсовета с целью подготовки из них чиновников высокого ранга. В духовных училищах и в ряде светских учебных заведений аудиторами называли учеников, назначенных учителем для выслушивания уроков своих товарищей. В ряде государств аудиторами звали заседателей судов. Но чаще всего аудиторами называли лиц, занимающих военно-судебные должности. Так в России это звание было по примеру Польши введено Петром 1 в 1716 году. В воинском уставе и табеле о рангах аудиторы были причислены к воинским чинам и до введения военно-судебной реформы 1867 года образовывали собой высшие ревизионные военные суды в России. Начиная с 1867 года, слово аудитор в этом понимании стало исчезать. Но примерно в это же время экономические преобразования, происходившие в ряде стран и, в первую очередь, в Великобритании, вложили в него новое содержание. С этого времени менялись лишь некоторые подходы к трактовке данного термина, но общее его понятие оставалось неизменным. В настоящее время также существуют различные трактовки определения аудита.

           История аудита восходит к XVIII веку, когда некий Джорж Уотсон порекомендовал шотландским коммерсантам провести проверку их бухгалтерской отчетности. Проведенная проверка показала столь высокую результативность, что, по расхожему мнению прочих британцев, "черствые, скупые и педантичные" шотландцы признали пользу таких проверок и с тех пор стали их практиковать.

           В России слово "аудит" появилось во времена Петра I и означало "слушающий". Институт аудиторов был введен в армии, где они занимались делами, связанными с расследованием имущественных споров. В 1888, 1907-1912 и 1929-1930 гг. были предприняты попытки организации образования и сдачи экзаменов аудиторами. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами, однако признания они не получили, хотя ревизоры существовали всегда. Но между аудитором и ревизором огромная разница. Если ревизор - это глаза и уши начальника и проводит ревизию как бы вертикально, по указанию начальника, который ему платит, то аудитор работает совсем по иной схеме. Проверка аудитора - это проверка по горизонтали. Изменения по отношению к аудиту произошли только в 90-х годах. С выходом Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года за № 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" и утвержденные Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации определили основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля.

           Что же такое аудит ? Согласно глоссарию (толковому словарю) международных терминов контроля audit (ревизия) означает обзор деятельности и операций организации для того, чтобы убедиться, что они выполняются в соответствии с утвержденными целями, бюджетом, правилами и стандартами.

           Для понимания целей аудита, признанных в международной практике, воспользуемся термином, употребляемом Комитетом по международной аудиторской практике (КМАП). КМАП является постоянным комитетом Совета Международной федерации бухгалтеров.

           Аудит (Audit) - целью аудита финансовой отчетности является предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем существенным аспектам, в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.

           Действующее российское законодательство определяет цель аудита как установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта, а также соответствия совершаемых организацией операций действующему законодательству.

           Таким образом, первоочередная цель аудита заключается в защите интересов пользователей экономической информации, в предоставлении им объективных данных о достоверности бухгалтерской отчетности и финансовом положении аудируемых субъектов. По результатам аудита составляется аудиторское заключение для пользователей финансовой информации.

           Во всем мире никто всерьез не воспримет партнера, если его бухгалтерская (финансовая) отчетность не заверена авторитетной аудиторской фирмой. Наиболее крупные предприятия публикуют свои финансовые отчеты вместе с аудиторскими заключениями.

           Адъюнкт-профессор по бухгалтерскому учету Высшей коммерческой школы Парижа Ж.Леворш формулирует понятие аудита следующим образом: аудит - систематический процесс получения и оценки доказательств достоверности данных по поводу экономических действий и событий, установления степени соответствия этих данных определенным критериям и сообщения результатов заинтересованным пользователям". Далее Ж.Леворш поясняет: - "систематический процесс" означает логическую, структурированную и организованную последовательность шагов и процедур; - "объективное получение и оценка доказательств" означают проверку достоверности данных и справедливую оценку ее результатов без какого-либо пристрастия или предубеждения в пользу или против субъекта, представившего их; - "данные по поводу экономических действий и событий" следует понимать как информацию, представляемую субъектом. Она и есть главный объект аудита и включает информацию, содержащуюся в финансовых отчетах о хозяйственной деятельности и в налоговых декларациях; - "степень достоверности" означает близость, с которой данные могут быть отождествлены с установленными критериями. Это соответствие может быть выражено количественно, например, размером недостачи, или качественно, степенью достоверности или обоснованности финансового отчета; "установленными критериями" являются стандарты или нормы, путем сравнения с которыми оцениваются данные или предоставленные сведения.

           В приведенном определении выделяется информационная сущность аудита, а информация трактуется как объект контроля и аудита. Слово аудитор английского происхождения, означает слушатель, то есть лицо заслушивающее предпринимателей об их деятельности и выражающее по этому поводу свое мнение. Аудит в современном понятии этого слова существует уже более 200 лет. Корни его возникновения восходят ко времени, когда впервые появилось разделение интересов между теми, кто непосредственно занимается управлением предприятий, и теми, кто вкладывает деньги в деятельность предприятий. В это же время начали зарождаться акционерные общества, и аудитор (ревизор) занял центральное место общественного контролера внешней отчетности.

           Как правило, информация о ходе производства поступает к лицу осуществляющему "надзор и управление" через посредника, ведущего учет и сбор этой информации. Социально-информационный процесс всегда носит объективно-субъективный характер, выражающийся во взаимодействии субъекта-потребителя и объекта-источника информации. При этом источник информации преследует и свои собственные цели, что должен учитывать субъект в процессе ее сбора. Ведь если цели субъекта и объекта управления расходятся, если социальная группа или индивид, выступающие в качестве источника информации, не захотят поставлять субъекту управления объективные данные о своем положении, они могут встать на путь сознательной дезинформации, давая искаженные или заведомо ложные сведения. Поэтому не случайно глоссарий международных терминов контроля трактует термин audit conclusion (выводы ревизии) как мнение ревизора о степени надежности проверенной информации.

           Обобщая сказанное, можно определить аудит как систематический процесс, проводимый независимым от внешних факторов лицом или группой лиц, основанный на результатах контроля информации о деятельности ревизионной единицы, с последующим сообщением результатов сторонним пользователям. Известно, что на западе налоговые органы проверяют не все представленные декларации, а лишь незначительную их часть. Для отбора "сомнительных" налоговых деклараций применяются специальные математические формулы. На западе, а теперь и в России существуют специальные оперативные службы, занимающиеся поиском экономических объектов, скрывающих свои доходы от налогообложения (налоговая полиция). Эту деятельность также следует отнести к сфере контроля, так как в ее основе лежит проверка достоверности информации, поступающей в налоговые службы от объектов налогообложения, с использованием методов теории вероятностей и сравнительного анализа. Поэтому финансовый контроль в данной области можно охарактеризовать как поиск экономических информационных систем, продуцирующих искаженную информацию о своей деятельности, и последующей оценке их надежности путем получения достоверной информации об их функционировании в сфере финансов. Контроль можно подразделить на "контроль-поиск" и "контроль надежности". Согласно декларации, принятой IX конгрессом международной организации высших контрольных органов в 1977 г., контроль подразделяется на предварительный и контроль по факту; внутренний и внешний; формальный контроль и контроль исполнения.

           У нас, как уже показано, предварительным считают контроль, предшествующий совершению финансовых операций. По международной терминологии предварительный контроль есть проверка административных и хозяйственных документов, проводимая до получения информации об имевших место нарушениях. Контроль по факту - это проверка, проводимая после получения информации о факте допущенного нарушения.Контроль надежности информационной системы состоит из предварительного контроля и контроля по факту. Понятия внутреннего и внешнего контроля совпадают с аналогичными, используемыми в отечественной науке и практике.

           Следует различать независимость аудита и независимость контроля. Первое есть отсутствие какого бы то ни было влияния на формирование мнения аудитора о деятельности проверяемой организации и составление аудиторского отчета. Второе означает, что контроль возможен только в том случае, когда информация об одном и том же событии или факте поступает не менее чем от двух независимых друг от друга источников информации. Это дает возможность сравнивать и анализировать полученные данные и метод установления достоверности информации.

           Обращает на себя внимание отсутствие в международных стандартах по государственному контролю такого принципа, как всеобщность. В чем причина? Из международной практики видно, что невозможно осуществить контроль каждой информационной системы, каждого источника информации в полном объеме. И в нашей стране и за рубежом подтверждение вышесказанному мы находим в факте "выборочности" контроля. Не все хозяйственные объекты, не по каждому аспекту деятельности и не все имеющиеся на этих объектах документы подвергаются контролю, проверке на достоверность. Так, налоговые ведомства тщательно проверяют лишь незначительную часть всех поступающих деклараций, например, в США около 2 %. Информационная сущность контроля и широкое распространение в практике аудита выборочного контроля нашли соответствующее отражение в применяемой технике и терминологии.

           Так, кроме термина "audit extent"(степень ревизии), в международной практике аудита употребляются следующие термины: audit field (область ревизии) - определение предмета и периода проведения ревизии; audit intensity (интенсивность ревизии) степень точности в установленных процедурах ревизии. Она определяет размер выборок, которые будут исследоваться, или охватываемый процент ревизуемых элементов; audit risk (риск ревизии) - возможность аудитора принять или не обнаружить ошибки и мошенничества; key audit point (ключевые точки ревизии) - ревизия тех звеньев системы, которые играют в ней важную роль в смысле обнаружения ошибок на решающих этапах процедур или операций; selective audit (выборочная ревизия) - ревизия, направленная на отдельную деятельность, или на деятельность, которая включает высокую вероятность ошибок или нарушений; materiality (материальность, существенность) - результат сравнения одной или нескольких обнаруженных ошибок относительно точки отсчета; materiality level (уровень существенных нарушений) максимально допустимый уровень неточностей, незаконных аспектов или беспорядков в исследуемой генеральной совокупности (например, в документах, прилагаемых к кассовым отчетам, картотеке основных средств, карточках складского учета и т.п.).

           Большое значение для понимания аудита в условиях рынка имеет понятие "полная ревизия" (comprehensive audit - общая ревизия, которая включает одновременно финансовую ревизию и ревизию рабочих характеристик, как-то: производства, маркетинга и т.п.). Этот термин практически идентичен термину "комплексная ревизия", употребляемому в отечественной практике аудита. Понятия об объекте и субъекте контроля и аудита не имеют существенных различий в международной и отечественной практике. Объект контроля информационная система проверяемого предприятия, фирмы, общества, то есть ревизионной единицы (термин международного стандарта). У нас же вместо него принят термин "экономический субъект". Субъектом контроля выступает пользователь информации, который непосредственно или через делегирование прав специализированным органам контролирует деятельность ревизионной единицы.

           Комитет Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета дал такое определение: "Аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтерисованным пользователям". Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров так определяет цель аудита: " Составить мнение о точности, с которой в финансовых отчетах представлены финансовые положение, результаты операций и движение денежных средств экономической единицы в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами.

           Отчет аудитора есть средство выражения его мнения или, в зависимости от обстоятельств, отказ дать заключение. Причем в любом случае аудитор сообщает, была ли проведена проверка в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами". Существует мнение, что " Аудит - это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов". При этом под информационным риском понимают вероятность того, что в финансовых отчетах, публикуемых компанией, содержатся ложные или неточные сведения. Аудит является новым понятием в экономической жизни нашей страны. Его содержание и сфера применения окончательно еще не определены в отечественной науке.

           В литературе даются разные определения аудита, в которых подчеркиваются его особенности: независимость, платность, конфиденциальность, а также то, что аудит - это внешний, независимый финансовый контроль, осуществляемый невисимыми дипломированными аудиторами, не работающими в проверяемом предприятии, фирме, компании. Аудиторская деятельность - аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказания иных аудиторских услуг.

           Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской деятельности. Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев (акционеров) в достоверности учета и отчетности.

           В условиях плановой, централизованно управляемой экономики потребность в независимом финансовом контроле, естественно, не возникала. Его заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, сосредоточенная на поиске упущений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, выискивании ошибок и отступлений в отчетности, нахождении и наказании виновных.

           Первой предпосылкой создания аудиторской службы в России является изменение структуры управления народным хозяйством, ликвидация отраслевых министерств и связанной с ними системы ведомственного контроля. В настоящий момент, когда большинство предприятий получило финансовую и хозяйственную самостоятельность, сложилось положение, при котором их стало некому проверять, так как исчезли вышестоящие инстанции. Другой предпосылкой развития аудита является процесс приватизации и разгосударствления экономики и переход к рыночным отношениям. В условиях рынка и реальной конкуренции вмешательство государственных органов в финансовую деятельность предприятий ограничено. С приобретением же ими реальных собственников - акционеров или частных владельцев - в обществе появились субъекты, непосредственно заинтересованные в законности и, что важно, эффективности финансовой деятельности предприятий и достоверного учета. Для владельца важно не только знать это самому, но и доказать это государству, а также суметь убедить в этом третьи лица, с которыми предприятие вступает в отношения и от которых зависит его дальнейшее благополучие. Поскольку в рыночной экономике объективно существует несовпадение интересов администрации предприятия и пользователей информации о его финансовом состоянии, такое доказательство может быть представлено только авторитетным и независимым экспертом, каковым выступает аудитор.

           Для принятия управленческих решений собственнику необходима достоверная и объективная информация о ходе дел. Поэтому информация от заинтересованного лица не может вызывать доверия, так как в условиях рынка интересы владельцев и пользователей информации могут не совпадать. Возникает потребность в получении информации от независимого источника.

           Аудиторская деятельность помогает решить ряд противоречий, которые возникают у пользователей финансовой информацией, поскольку часто интересы пользователей и составителей информации часто не совпадают. Более того, у пользователей информации нет доступа с необходимым данным, отсутствуют необходимые знания и навыки в ее обработке.



    вернуться на предыдущую страницу

    вернуться на главную страницу


НОВОСТИ

СТАТЬИ

ССЫЛКИ

Новый план счетов

Документы

ГНИ
г.Москвы

Вопрос-
Ответ

Меньше
налогов?

Безопасный
бизнес

Есть идеи?

ЮМОР

Афоризмы

Поиск
деловых
партнеров

Для
посредников

Семинары
и курсы

На главную
страницу


E-MAIL



Rambler's Top100 Rambler's Top100 SUPERTOP