ВОПРОС:

      Имеет ли право налоговая инспекция отменить свое "Решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", если мы доказали неправомерность этого решения. Нам отказывают, ссылаясь на то, что "Решение" может отменить только вышестоящая организация.

ОТВЕТ:

      Да, конечно, вышестоящая по отнешению к Вашей налоговой инспекции организация может отменить "Решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", но:
      1) такими же подномочиями наделены и судебные органы, так что слово "только" в аргументации налогой инспекции не отражает весь спектр возможностей по отмене "Решения";
      2) отмена "Решения" судом или вышестоящим органом является одной из крайних мер, которая может (повторяем - может) быть применена при непризнании инспекцией своей неправоты, в то время как суд или вышестоящие органы поддерживают позицию налогоплательщика. Естественно, если налогоплательщик обратился в суд или вышестоящие органы с заявлением (иском, жалобой и т.д.).
      А возможно ли отмена решения самой налоговой инспекцией, и так ли уж обязательно доводить дело до обращения в суд или вышестоящие органы? Это не только достаточно длительный процесс, но и, кроме того, даже в случае успешно выигранного через суд дела (удовлетворении жалобы вышестоящим органом) вряд ли Ваши отношения с "ведущим" Вашу организацию налоговым инспектором станут более теплыми...

      Судя по всему, отказывая Вам в отмене "Решения", налоговая инспекция имела ввиду пункт 6 статьи 101 Налогового Кодекса. Действительно, статья 101 НК РФ, в которой описывается процесс производства по делу о налоговом правонарушении, предусматриващим отмену решения налогового органа вышестоящим налоговым органом (внесудебный порядок) или судом (судебный порядок). Отмена "Решения" может быть произведена при несоблюдении должностными лицами налоговых органов требований статьи 101 (п. 6 ст.101 НК РФ). То есть суду и вышестоящему налоговому органу предоставлено право оценить степень нарушений, влияние их на "Решение" по существу и на основании этой оценки высказаться о действительности или недействительности этого "Решения". Для этого налогоплательщик, не согласный с решением налогового органа, должен обратиться в суд или упомянутые вышестоящие инстанции с жалобой на несоответствия действий налоговых органов (их представителей) требованиям законодательства. Следует учесть, что обжалован налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган может быть не сам акт налоговой проверки, который налоговый орган составляет по результатам налоговой проверки в соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ, а решение налогового органа о привлечении к ответственности.

      Данные о виновности налогоплательщика отражаются в двух документах: акте проверки с соответствующими приложениями и решении (постановлении) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
      Решение о привлечении (или отказе в привлечении) Вашей организации к ответственности может быть вынесено лишь после рассмотрения руководителем налогового органа (его заместителем) акта, в котром зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, и приложенных к нему материалов.
      Согласно Налоговому Кодексу, еще до принятия "Решения" организация (налогоплательщик) может воспользоваться правом в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки (п.5 ст.100 кодекса).

      Как уже было сказано выше, основанием для отмены решения налогового органа о привлечении лица к ответственности по формальным основаниям (п.6 ст.101 и п.12 ст.101-1 НК РФ) являются только несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований НК РФ о производстве по делу о налоговых правонарушениях (вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки). Таким образом, подавая жалобу, Вы, фактически, обвиняете конкретное должностное лицо налоговой инспекции в некомпетентности. Поэтому если налоговая инспекция признает свою неправоту (или Вашу правоту, что, в принципе, одно и то же) и не хочет "выносить сор из избы", она должна пойти Вам навстречу - изменить (самостоятельно отменить) "Решение", процедура вынесения которого была нарушена.

      К тому же, сам факт подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнения обжалуемого акта (решения) налогового органа (п. 1 ст. 141 НК РФ). Лишь в случае, если должностное лицо вышестоящего налогового органа, рассматривающее жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт (решение) налогового органа или действие налогового органа, должностных лиц налогового органа не соответствуют законодательству Российской Федерации, вышестоящий налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта (решения) налогового органа, действия налогового органа, должностных лиц налогового органа (п. 2 ст. 141 НК РФ).
      Срок подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган: в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. (п. 2 ст. 139 НК РФ). Срок рассмотрения жалобы налогоплательщика: не позднее одного месяца со дня ее получения. (ст. 140 НК РФ).
      Согласно п. 2 ст. 140 НК РФ, по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган может принять одно из следующих решений:
      1) об оставлении жалобы без удовлетворения;
      2) об отмене акта налогового органа и назначении дополнительной проверки;
      3) об отмене решения налогового органа и прекращении производства по делу о налоговом правонарушении;
      4) об изменении решения налогового органа или вынесении нового решения.
      При этом необходимо учитывать, что решение налогового органа подлежит отмене вышестоящим налоговым органом в полном объеме, поскольку НК РФ не предусмотрена возможность отмены решения налогового органа в какой-либо части.

      Но даже если "Решение о привлечении к ответственности" уже принято, и налоговики не намерены что-либо предпринимать, это не значит, что следует соглашаться с таким положением вещей. "Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда".(п.6 ст.108 Налогового кодекса РФ). При этом обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика, возлагается на налоговые органы.
      Необходимым элементом для привлечения Вашей организации к налоговой ответственности является установление и доказательство в установленном порядке вины. Но даже если налоговые органы выявили и доказали сам факт нарушения со стороны налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, для процедуры привлечения к ответственности им необходимо выполнить ряд обязательных процедурных действий. Только в этом случае привлечение к ответственности будет законным и обоснованным.
      Таким образом, составление акта проверки и фиксация в нем тех или иных фактов нарушения законодательства о налогах и сборах еще не означает, что налогоплательщик допустил налоговое правонарушение. Для того, что бы деяние налогоплательщика смогло быть квалифицированно в качестве налогового правонарушения необходимо решение суда.
      Конечно же, если Ваша организация полностью согласна с мнением налоговых органов, она может в добровольном порядке (без решения суда) исполнить решение налогового органа о применении санкций. Но, как ни странно, даже признание налогоплательщиком своей вины не является исчерпывающим аргументом налоговых органов, и может быть учтено лишь при наличии других доказательств по делу...


      Из сути вопроса неясна суть претензий налоговых органов к Вашей организации и иные детали ситуации, но следет заметить, что любое нарушение установленной процедуры проведения налоговой проверки (т.е. по существу сбора доказательств виновности налогоплательщика) является основанием для отмены решения налогового органа о привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.

      Пункты 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации устанавливают право на судебное обжалование решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Согласно ст. 137 и 138 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
      Судебное обжалование актов налоговых органов производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ Положения п.6 ст.101 НК РФ о праве суда отменить решение налогового органа следует понимать как право и обязанность арбитражного суда признать решение налогового органа недействительным по иску заинтересованного лица в случае несоответствия данного решения требованиям законодательства о налогах и сборах при одновременном нарушении им же прав и охраняемых законом интересов истца.
      В случае передачи дела в суд, отказ от участия в доказывании не может влечь для налогоплательщика негативных последствий ни в части признания его виновным, ни в части определения вида и меры его ответственности. Однако освобождение налогоплательщика от обязанности доказывать свою невиновность, не лишает его права активно участвовать в своей защите.

      Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что решение налоговой инспекции, конечно, может быть признано недействительным в судебном или внесудебном (через вышестоящие органы) порядке, но она и сама имеет полномочия его отменить, особенно если имели место нарушения в процедуре принятия данного решения.

      В случае возникновения дополнительных вопросов, обращайтесь в любое время.

      С уважением,

Генеральный директор
ЗАО "СТРАТЕГ ИНФОРМ"
/Нирша Андрей Владимирович/


На главную страницу